05.10.2021

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.


Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки

Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет 

В задачи графомоторики входит:

  • правильное удержание ручки и карандаша;
  • точность в обведении линий; ритмичность движений;
  •  правильный нажим ручки при письме;
  • зрительное восприятие заданного материала;
  • внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
  • двигательные навыки.

Компоненты графо-моторного навыка:

  • зрительное внимание,
  • зрительная память,
  • зрительно-пространственные отношения,
  • функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
  • зрительно-моторные,
  • слухо-моторные координации,
  • координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
  • мелкая моторика.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1 Мелкая мускулатура пальцев

  • - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
  • - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
  • -  дорисовывание рисунков с недостающими деталями

2 Зрительный анализ и синтез

(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

  • - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
  • упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
  • - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  • Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3 Рисование

  • - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  • - Срисовывание геометрических фигур.
  • Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной

картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4 Графическая символика

  • - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.

Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).

Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 4. И лишь затем  можно обводить рисунок на бумаге.

Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и  показано как правильно его выполнять(вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).

При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.

Упражнения для развития графического навыка

  • Графический диктант
  • Пальчиковая гимнастика
  • Кинизиологические упражнения
  • Штриховки
  • Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
  • Рисование по точкам, контурам, клеточкам.

Список использованных источников

1 Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

2 Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья»

3 Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»

4 [http://www.lalio.com.ua/blog/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov-208/]

5. [https://mamere.ru/article/grafomotorika-kak-obvodilki-pomogayut-razvitiyu-rebenka]

6 [https://prodetskiysad.ru/razvitie/grafomotorika]

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чем родители могут занять ребенка в зависимости от возраста

  Чем родители могут занять ребенка в зависимости от возраста Интенсивное развитие в первые годы жизни происходит по всем направлениям. Малы...